15 Дек2018
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РАССКАЗЕ Н. НОСОВА «ЗАПЛАТКА» (фрагмент урока)
Written by zavscool_pv_h6h9deky. Posted in Савельева Л.К.
Сегодня мы будем читать новый рассказ Н. Носова, который называется «Заплатка».
- Прогнозирование содержания по заголовку
— Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе?
(О том, как что-то порвалось и надо поставить заплатку.)
- II. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета (В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)
1 остановка: «…и порвал эти замечательные штаны».
— Что бы сделали вы в такой ситуации?
(Попросил маму или бабушку помочь. — Сам попробовал бы зашить.)
2 остановка: «…проворчал Бобка и пошел во двор».
— Как он будет чувствовать себя во дворе с дыркой
? (Неудобно, неуютно. — Будет вести себя демонстративно независимо.)
3 остановка: «…Бобке стало стыдно».
— Стыдно — это как?
(Плохо, неуютно, неудобно…)
— А вы испытывали такое чувство? В каких ситуациях?
(Стыдно, когда провинился в чем-нибудь.)
— Что хотелось сделать?
(Плакать, спрятаться, исправиться…)
— А как, по-вашему, поступит Бобка?
(Сам зашьет штаны.)
4 остановка: «…Одна штанина даже стала короче».
— Дело сделано, теперь можно и гулять. Так?
(Наверное, Бобке опять будет неудобно, неуютно.)
5 остановка: «Ребята окружили его».
— И что же теперь будет?
(Ребята похвалят мальчика. — Бобке будет хорошо.)
III. Обмен впечатлениями
— Совпали наши прогнозы или нет?
(Во многих случаях наши прогнозы совпадали, иногда — нет.)
- Работа по подбору эпиграфа
— Помните, что такое эпиграф?
(Это какое-то небольшое высказывание, интересная мысль. — Эпиграф можно увидеть перед произведением.)
На доске:
ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ — ЧТО-НИБУДЬ ПОЛУЧИТСЯ.
ДОБРОЕ ДЕЛО САМО СЕБЯ ХВАЛИТ.
РУКАМ РАБОТА — ДУШЕ ПРАЗДНИК.
НАСКОРО ДЕЛАТЬ — ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ.
КАКОВ МАСТЕР, ТАКОВА И РАБОТА.
НЕ ХВАЛИ СЕБЯ САМ, ПУСТЬ ТЕБЯ НАРОД ПОХВАЛИТ.
— Прочитайте.
— Какое из данных высказываний могло бы быть эпиграфом к нашему рассказу?
(Дети называют разные варианты.)
— Почему вы так считаете?
(Дети доказывают свою точку зрения.)
— А какой эпиграф понравился бы Николаю Носову
? (Дети затрудняются с ответом.)
— А почему? Трудно ответить? (Трудно отвечать за другого человека.)
— Тогда давайте обратимся к тексту и попробуем на его основе понять автора, разгадать его секрет — какую же
главную мысль писатель хочет донести до нас, читателей.
- Анализ произведения
— Кто главный герой?
(Это, конечно, мальчик Бобка.)
— Давайте проследим, как меняется настроение Бобки на протяжении рассказа.
На доске появляется схема чувств героя, подкрепленная авторскими словами.
ГОРДОСТЬ – «замечательные штаны», «ни у кого не было»
ДОСАДА – «порвал замечательные штаны»
ОБИДА – «так буду ходить»
СТЫД – «стали смеяться»
— Стыдно стало от чего: что дырка на штанах? Или что не смог сам дырку зашить?
(Бобке стыдно, что сам он не может зашить штаны, ведь ребята говорили ему: «Разве солдатам мамы штаны зашивают?»)
СТРАДАНИЕ, МУЧЕНИЕ – «колол себе пальцы иголкой»
ДОСАДА – «ЕЩЕ ХУЖЕ, ЧЕМ БЫЛО»
УСЕРДИЕ, СТАРАНИЕ, УПОРСТВО – «не спеша, аккуратно», «долго возился, сопел и кряхтел»
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ – «любо взглянуть»
ГОРДОСТЬ – «Вот молодец! Сразу видно, что сам пришивал»
— Посмотрите, что получается: Бобка испытывает чувство гордости в начале рассказа и в конце. Но одинаково ли его состояние, хотя чувство одно и то же?
(Сначала Бобка гордился красивой вещью, а в конце — своим умением, упорством.)
— Какие вы молодцы! Да! Гордость бывает разная! Давайте уточним значение этого слова в толковом словаре.
ГОРДОСТЬ — 1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
- Чувство удовлетворения от чего-нибудь.
- Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе.
- О том, кем гордятся.
— Какая же гордость у Бобки в начале рассказа?
(Это какая-то глупая гордость. Как можно гордиться штанами? — В начале у Бобки гордость-высокомерие: только у него штаны солдатские.)
— Какая в конце?
(В конце Бобка заслуженно гордится, это чувство удовлетворения.)
— В каком случае это будет отрицательное качество человека?
(Когда человек гордится вещью, штанами.)
— А положительное?
(Чувство удовлетворения от поступка.)
— Сколько времени могло пройти с начала рассказа до его конца?
(Максимум 1 час.)
— Да, а посмотрите, сколько чувств пережил Бобка за это время! И какие серьезные изменения произошли в его душе! Как вы думаете, а какое чувство из тех, что пришлось пережить Бобке, можно назвать главным, решающим для него?
(Удовлетворение.)
— Почему вы так считаете?
(Именно оно помогло Бобке почувствовать заслуженную гордость.)
- Обобщение
— Какой же эпиграф, возможно, понравился бы автору рассказа? Объясните, почему.
(РУКАМ РАБОТА — ДУШЕ ПРАЗДНИК. Этот эпиграф больше всего подходит. Бобка научился делать заплатки хорошо, красиво, преодолел свое неумение. От этого на душе у него стало легко, радостно.)
— Да, на это обращает наше внимание Николай Носов, и, может быть, ему бы понравился выбранный нами эпиграф. Ведь когда человек делает что-то сам и у него это получается — он одерживает маленькую победу. Отсюда чувство радости, удовлетворения.
А если это заметят другие, оценят и похвалят — это радостно и приятно вдвойне. Тогда человек гордится собой, но эта гордость заслуженная.
zavscool_pv_h6h9deky
| #
По итогам второй четверти общешкольное родительское собрание состоится 24.01.2019