14 Дек2016
ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет все, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами. Однако воспитать граждан — дело не одного дня; и чтобы иметь граждан-мужей, нужно наставлять их с детского возраста.
Руссо Ж.
Быть патриотом непросто. Воспитание гражданственности и патриотизма у молодёжи было и остаётся одной из главных воспитательных задач любого образовательного учреждения. Это диктует необходимость поиска новых средств, которые могли бы помочь в формировании личностных и гражданских качеств у учащихся. Решению этих проблем способствует приобщение детей к культурному историческому прошлому своего народа, своей малой и большой родины. У современных детей иные стремления, приоритеты, идеалы и примеры для подражания, которые формируются под влиянием окружающей действительности и СМИ. Не исключение и те подростки, которые учатся в нашей школе. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысление опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества. Как никогда актуально на сегодняшний день Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Среди основных направлений развития воспитания выделяется обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, которое включает в себя развитие музейной и театральной педагогики.[1 c.6] Именно через школьный музей дети чувствуют преемственность поколений, они сами участвуют в создании истории села, своей малой Родины. На примере работы историко-краеведческого музея ГБОУ ООШ с. Заволжье можно проследить процесс воспитания патриотизма и гражданственности средствами музейной педагогики среди обучающихся в системе начального и основного общего образования. В нашей школе на начало 2015-2016 учебного года обучается 42 ребенка, с детьми работают 11 педагогов. Школа по сегодняшним меркам небольшая, поэтому коллектив можно назвать маленькой семьей. В нашем учебном учреждении гражданское и патриотическое воспитание обучающихся начинается на занятиях истории, обществознания, краеведения как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности (предметные недели, проектные недели, объединения внеурочной деятельности «Мы-славяне», «Следопыт»). Это традиционная схема. Но в последнее время неоценимую помощь в гражданском и патриотическом воспитании учащихся оказывает музей. Музейная педагогика всё чаще включается в образовательный процесс. Она занимает всё более значимое место в практической деятельности музеев [2, с.7] и становится частью системы воспитания гражданственности и патриотизма. Музей – это особый мир, особая атмосфера. За короткое время ребенок может не только окунуться в мир прошлого и увидеть день сегодняшний, но и сопоставить события разных времён, как бы совершить путешествие на машине времени. Музей образовательного учреждения – это широкое поле творчества педагогов и обучающихся. Это одна из нетрадиционных форм активной воспитательно-образовательной работы. Можно сочетать несколько видов и методов, проводить комбинированные занятия: тематические экскурсии, музейные уроки, творческие конкурсы, массовые праздники, встречи и беседы с ветеранами и интересными людьми, интерактивные обучающие программы и т.д. Занятия можно проводить не только в самом музее, но и в условиях классно-урочной системы с привлечением материалов музея. Используя в образовательном и воспитательном процессе музейную педагогику, мы ставим перед собой задачи: расширять знания обучающихся о современном обществе, способствовать формированию собственного взгляда на окружающую действительность, воспитывать любовь к Родине, воспитывать любовь к «малой Родине», формировать положительные эмоции, чувство уважения к предкам и гордости за свою Родину, организовать поисковую и исследовательскую деятельность. В ГБОУ ООШ с Заволжье с 2008 года действует Музей истории образовательного учреждения. Он был создан по инициативе директора школы, при поддержке главы сельского поселения не только силами преподавателей и обучающихся, но и силами жителей села. Большое значение таким музеям придают современные исследователи [3, с.89]. На базе нашего музея регулярно проводятся мероприятия патриотической направленности. Назовём некоторые из них. В 2014-2015 учебном году в рамках празднования 70-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне в нашем музее проходили выставки к памятным событиям: «Снятие блокады Ленинграда», «Сталинградская битва-переломный момент в годы ВОВ», «Освобождение Освенцима» и другие. У детей, убирая территорию у памятника погибшим воинам в годы ВОВ, глядя на выбитые фамилии на граните, возникла идея создать альбом о воинах, отдавших свою жизнь с 1941 по 1945 годы. Активом музея был собран материал для альбома о ветеранах и участниках боевых действий в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время мы ведем работу по выпуску книги с именами героев. В августе 2015 года к 50-летию села в музее была организована выставка « От Дмитриевки и Хотомли до Заволжья». Данная экспозиция была посвящена селам, которые попали в зону затопления после 1964 года, подростки 6-8 классов подготовили фотоматериал, который был посвящён годам становления и расцвета родного села. Сейчас дети готовят материалы по темам, которые близки их сердцу: «Люди, прославляющие свою малую родину на просторах России», «История школы-история моей жизни», совместно с библиотекой и сельским домом культуры работают над проектом «Рецепты семейного благополучия», готовится выставка «Веков связующая нить», которая будет посвящена семье и семейным ценностям. Регулярно в музее проходят уроки памяти, посвященные разным знаменательным датам, так был организован круглый стол с приглашением детей войны, которые с болью в сердце рассказывали ученикам школы о том тяжком времени не только для взрослого населения нашей Родины, но и 6-10 летних детей. В 2015-2016 учебном году совместно с сельской библиотекой и сельским домом культуры на базе музея была проведена выставка: «Куйбышев-запасная столица», на которой дети узнали о стратегически важных объектах, эвакуированных из Москвы в город Куйбышев (г. Самара), проведена акция Дню памяти жертв политических репрессий. Подобные занятия всегда проходят на высоком эмоциональном уровне и патриотическом подъёме, что не маловажно. Кроме того дети и подростки видят конкретные результаты своих исследований, значимость проделанной работы не только для школы, но и для людей, которым они посвящают свои мероприятия. Подобная деятельность развивает у молодого поколения гордость за тот труд, который они проделали, сопричастность к общему делу и, конечно же, гражданственность. Несмотря на то, что музей не большой: основная экспозиция посвящена быту и культуре сельчан в разные годы жизни, тематические экспозиции носят временный характер, формируются по мере необходимости, тем не менее, он играет важную роль в образовательном и воспитательном процессах, т.к. всегда «Музей был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми» [2, с.90, 95]. Важно отметить следующее, чем активнее проявляет себя подросток в учебном процессе, в исследовательской, поисковой, музейной деятельности, тем лучше усваиваются знания, развиваются творческие способности, идёт формирование гражданственности, патриотизма, ответственности за общее дело. Таким образом, можно сделать следующие выводы: взаимодействие музейной педагогики и системы начального и среднего образования является многоуровневым, сложным и многофункциональным, оно обусловлено общими целями и задачами. Поскольку музейная педагогика является особой областью знаний и исследований, взаимодействует с образовательными учреждениями, выполняет многие функции системы образования, то можно считать её одним из направлений образования. Нашим учреждением найдены возможности использования музейной педагогики в деле воспитания патриотизма и гражданственности современной молодёжи. Подводя итог, можно утверждать, что весь комплекс средств, форм и методов, используемых в воспитании обучающихся, историей, оказывает положительное влияние на морально-нравственную атмосферу всего учебно-воспитательного процесса в школе и на формирование у обучающихся исторического сознания, гражданственности, патриотизма и любви к Отечеству. Список литературы- Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996-р
- Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки. – М.: 2006. – С. 5-13.
- Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М.: 2001. — С. 86-99.
zavscool_pv_h6h9deky
| #
По итогам второй четверти общешкольное родительское собрание состоится 24.01.2019