13 Ноя2016
Исследовательский метод в биоэкологической деятельности учителя
Written by zavscool_pv_h6h9deky. Posted in Агапчева Р.Е.
Важнейшая задача современной школы – формирование личности человека, понимающего ценность жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды.
Воспитание экологической культуры рассматривается в настоящее время в числе приоритетных задач гражданского общества. Формирование человека экологически грамотного, неравнодушного к жизни природы, возможно лишь при условии экологизации всех сфер деятельности, что в обучении сводится к развитию экологического мышления и экологическому воспитанию.
Главная цель экологического воспитания — формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном доме — Земля.
Одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является исследовательская познавательная деятельность с экологическим содержанием, основанном на краеведческом материале. Она позволяет развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности ребят.
Исследовательская деятельность школьников позволяет задействовать все функции процесса обучения:
образовательную: вооружить учащихся знаниями, умениями, навыками, опытом творческой деятельности
воспитательную: воспитание нравственных, умственных, экологических, трудовых норм поведения
развивающую: развитие мышления, воображения, внимания, памяти, воли и характера учащегося.
Цель организации эколого-краеведческой исследовательской работы —
воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование экологической культуры школьников.
Основные задачи исследовательской работы:
- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, источниками краеведческой информации, выполнении наблюдений и опытов;
- развитие у учащихся познавательной, творческой деятельности через изучение истории родного края;
- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
- формирования активной жизненной позиции учащихся;
- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на часах общения, конференциях, конкурсах;
- формирование чувств патриотизма и уважения к своей малой Родине;
- получение знаний для улучшения качества жизни, развитие умений и навыков разумного поведения в окружающей среде.
- воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы.
Школьный урок ограничен по времени и не дает возможности исследовать явление и природный объект в его родном сообществе.
Для решения этой проблемы необходима организация внеурочной деятельности школьников. Для развертывания исследований можно использовать время каникул, время летней практики, возможности краеведческих походов по изучению родного края.
Экологическое образование и воспитание в нашей школе направлено на развитие личности каждого ученика; повышение интереса к естественным наукам; расширение и углубление знаний учащихся по экологии, биологии, химии и проблемам охраны природы; развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, поселка, района. Исследовательская деятельность, реализуемая мною во внеурочной деятельности, носит ярко выраженный межпредметный характер и не замыкается на экологии. Проводятся исследования по проблемам здорового образа жизни, рационального питания, охраны природных объектов.
Работа над темой исследования включает несколько этапов. Учащиеся определяют цель исследования, т.е. отвечают на вопрос о том, зачем оно проводится. Формулируя задачи, уточняют цель. Для решения проблемы выдвигается гипотеза — предположение о том, как проблема может быть решена.
Основной задачей ученических исследований является обучение школьников методам самостоятельного мышления. Необходимо учить ребят не только фиксировать и анализировать отельные факты, но и находить связи между ними.
По мере накопления материала учащиеся обрабатывают его и осмысливают, работают со справочной литературой, доступными научными источниками. На первом этапе обработки все цифровые данные сводятся в таблицу. Далее определяют среднее значение показателей, вычисляют процентные соотношения, строят графики. Таблицы помещаются в отчет.
В конце исследования формулируются выводы. Их пишут сжато, без подробных доказательств. Основные выводы приводятся в порядке от общих к более частным, от более значимых к менее значимым. Заключительная стадия исследования — литературное оформление работы. На этом этапе учитель помогает ученику уточнить логику работы, обнаружить в ней неясности, определить способы изложения. При написании работы следует обратить внимание на стиль изложения, на глубину проработанности темы, на соответствие выводов и задач исследования, а так же на использование учебной и научной литературы, о чем должны говорить ссылки, сделанные в тексте. Исследовательская деятельность – это не только самореализация творческой личности, но и возможность общения с единомышленниками – сверстниками и взрослыми.
В своей работе я широко использую такие формы работы, которые позволяют обучающимся.проявлять собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения.
Большое внимание уделяю учебно-исследовательским работам. Они включают:
— лабораторные самостоятельные работы по инструктивным карточкам,
— самостоятельные задания,
— опыты, наблюдения,
— практические работы,
— учебные экскурсии,
— творческие работы исследовательского характера,
— проекты.
Исследовательские работы отличаются от практических и лабораторных работ:
— логической последовательностью (этапами), где учащиеся наблюдают предметы и явления;
— находят проблему, которую надо решить;
— высказывают предположения, гипотезу;
— применяют известные приёмы мыслительной деятельности, ставят цели и задачи;
— вырабатывают новые понятия, т.е. выводы, которые сверяют с гипотезой;
— проверяют, применяют на практике.
В учебно-исследовательскую работу вовлекаются учащиеся 5х классов. По темам: «Животные клетки», «Разнообразие живого», «Среды обитания», «Методы изучения живой природы» и т. д. они с большим интересом рассматривают под микроскопом одноклеточные и многоклеточные организмы. Они изучают, наблюдают, сравнивают, исследуют. Тем самым пятиклассники потихоньку вовлекаются в учебно-исследовательскую работу, проявляя собственную активность.
На следующем этапе (среднем звене) практикуются специальные лабораторные работы по инструктивным карточкам. У воспитанников развиваются навыки самостоятельных наблюдений, умения исследовательской и практической работы, как в классе, так и в окружающей среде.
В старших классах использую самостоятельные задания. В самостоятельных заданиях практической направленности учащиеся вспоминают важные положения биологии и экологии, отвечают на вопросы и тем самым развивают и закрепляют свои знания, применяют их для анализа конкретных ситуаций.
Большое внимание уделяется практическим работам. Время проведения практических работ — в течение года. Цель проведения подобных работ — совершенствование умений и навыков, учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности. Задания практических работ имеют экологическую направленность и выполняются индивидуально или в группах. Они создают условия для личной заинтересованности воспитанников в конечном результате его деятельности и в самом процессе его достижения.
В экологическом образовании школьников важны учебные экскурсии. Они помогают изучать окружающий мир; развивают практические умения и навыки по изучению флоры и фауны; воспитывают бережное отношение к природе; развивают навыки проведения самостоятельных наблюдений в природе, умений исследовательской и практической деятельности и элементов творческого характера.
Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия. Эта работа наполнена не только содержанием воспитания экологической культуры, но и помогает учащимся в профориентации и в выборе будущей профессии.
Этапы исследовательской работы:
-Выбор темы
-Постановка цели и задачи
-Гипотеза исследования
-Организация исследования
-Подготовка к защите и защита работы
Организация исследования включает в себя следующие этапы:
-подумать самостоятельно;
— просмотреть книги и издания периодической печати по теме ;
— спросить у других людей;
-просмотреть телематериалы;
-использовать Интернет;
-наблюдения ( сделать возможные фотографии)
-эксперимент.
Развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.
- Первая ступень – стимулирование интереса к исследовательской деятельности.
- Вторая ступень – ситуация частично – поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог задаёт направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему.
- Третья ступень – ситуация поисковой деятельности. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ребёнка.
- Четвёртая ступень – ситуация научно – исследовательской деятельности. На этой ступени обучающийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий для их достижения
- В этом случае можно говорить о педагогике встречных усилий, о ценностном отношении педагога и воспитанника к личности и деятельности друг друга, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержки, готовности к сотрудничеству.
- В организации и проведении исследования обучающийся прикладывает усилия. Педагог, со своей стороны, должен заметить эти усилия, поддержать ребёнка, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперёд и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься вместе с воспитанником на новую ступень знаний и отношений.
Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений:
- обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»;
- уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме;
- уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих детей;
- быть способным к выполнению функций координатора и партнёра;
- уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;
- предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска;
- организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и «полевых» исследований;
- предоставлять возможность обмена мнениями в ходе открытых обсуждений;
- поощрять и развивать критическое отношение к исследованиям;
- уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования;
- внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме;
- уметь закончить проведение исследований и работу до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
При планировании учебно-исследовательской работы, нужно помнить о её компонентах:
Введение:
указывается
тема исследования,
актуальность,
проблема,
гипотеза,
цель исследования, чтобы решить цель ставятся
задачи,
методы исследования,
объект исследования,
предмет исследования,
ожидаемые результаты.
Тема – это чем мы будем заниматься и она должна быть актуальной, оригинальной, неожиданной, доступной, корректной. Например:
«Исследование состава синтетических моющих средств при помощи биоиндикаторов»
Актуальность – почему важно изучить этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время; должна объяснять почему это тема актуальна в современном мире. Например:
«Актуальность темы заключается в том, что человек не представляет жизни без моющих средств, не задумываясь об их составе и взаимодействии на организм.»
Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, требующих решения, т.е что надо изучить из того, что ранее не было изучено. Рекомендуется, чтобы формулировка проблемы начиналась со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях….
Например:
«Как определить наличие веществ в синтетических моющих средствах»
Гипотеза – предположение, требующее доказательств. Например:
«Если….,то……»
Цель – это запланированный результат ваших исследований, т.е это чего мы должны достигнуть в результате исследования. Начинается со слов: определить; изучить; обосновать, объяснить. Например:
«Определить наличие веществ в синтетических моющих средствах и их взаимодействие на организм человека»
Задачи – показывают, что надо сделать, чтобы достигнуть поставленной цели и показать, что мы собираемся делать.
Рекомендуется, определяя задачи исследования составить план работы ее этапы:
— изучение литературы;
— интернет;
— архив и т.д.
Методы — как решать задачи, проводить исследование. Методы бывают следующие: сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический). Очень хорошо если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью…
Например:
Накопление научного материала:
— изучение литературы и источников
-ознакомление с историей вопроса, достижениями в смежных областях
-консультация
-наблюдение
Осмысление собранного материала:
—сравнение
—измерение
—анализ и синтез
—обобщение
—аналогия
—моделирование
проверка и уточнение фактов:
—критика
—уточнение сделанных выводов, корректировка
—обсуждение результатов
—эксперимент, проверка на практике
Объект – принадлежит всем. Надо определить, что именно рассматривается в исследование, что исследуется.
Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект, способ рассмотрения.
Ожидаемые результаты — собственные данные, полученные в ходе исследования и сравнение их с результатами массовой информации
zavscool_pv_h6h9deky
| #
По итогам второй четверти общешкольное родительское собрание состоится 24.01.2019