«Из опыта внеурочной деятельности по формированию читательской грамотности»
Не всякий, кто читает, в чтении силу знает.
Русская народная пословица
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать».
Д.Дидро
Еще совсем недавно ценность книги и чтение у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса дети потеряли интерес к чтению.
Сегодня проблема
детского и взрослого чтения актуальна и заслуживает огромного внимания:
нынешние школьники и молодые люди все реже обращаются к книгам, ходят в
библиотеки, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям,
телевизору, в лучшем случае электронным книгам, тем самым лишая себя, возможно,
единственной духовной пищи. А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит
читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, пробуждает
стремление человека к развитию и самосовершенствованию личности, поэтому в 21
веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный
стремительный темп может не оставить для этого времени.
Большинство родителей и учителей обеспокоены тем, что дети
не любят читать. Но как учить чтению, как сделать так, чтобы дети полюбили
книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и
влияет на последующее развитие.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами. У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений: умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения: – умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: 6 – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы; — умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»: – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности учащихся.
Современное качество образования определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетенциями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе в использовании приобретенных в школе знаний, умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся ЗУН и способов деятельности, определяющие читательскую компетентность как одну из ключевых понятий, которая составляет умение учиться.
Читательская компетентность – формирование у детей способность к целенаправленности индивидуальному осмыслению книги до чтения, по мере чтения, после прочтения книги.
«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы, с которой начинается первый урок обучение грамоте первоклассников. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования.
В нашей школе применяются различные формы внеурочной деятельности,
Которые помогают привить учащимся любовь к чтению.
1. Создание читательских клубов.
2. Проектно-исследовательская деятельность.
3. Сетевое взаимодействие.
4. Проведение предметных недель.
5. Конкурсы буктрейлеров.
6. Проведение нестандартных уроков.
7. Литературные гостиные.
8. Читательские праздники, конкурсы, викторины , кружки внеурочной деятельности.
Все эти мероприятия способствуют развитию у обучающихся читательского интереса, побуждают к чтению. Такая система работы несомненно приносит свои результаты в формировании грамотного читателя, развивает у многих ребят интерес к книге, потребность ежедневного общения с книгой.
Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел осознанным, правильным выразительным чтением, то чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться. Такие ученики в коллективе класса всегда находятся в тени. Морально будут переживать свои недостатки и не смогут реализовать в школе свои способности, то положительное, что в них заложено.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над формированием читательской компетенции, развитием интереса к чтению и совершенствованием навыка чтения каждого ребёнка от класса к классу.
zavscool_pv_h6h9deky
| #
По итогам второй четверти общешкольное родительское собрание состоится 24.01.2019