02 Дек2017
Методическая разработка урока русского языка в ОУ с использованием ИКТ на тему «Путеводитель «В мире профессий»» в 3 классе
Written by zavscool_pv_h6h9deky. Posted in Коротова Н.С.
Презентация «Урок профессии»
Урок способствует формированию ключевых компетенций. Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью. Новые знания основываются на уже имеющиеся. В течение урока используются разнообразные формы и методы (например, интеграция с другими изучаемыми дисциплинами, групповая работа, работа с различными источниками информации, методы формирования контроля и взаимоконтроля и другие). Таким образом, осуществлялась направленность на формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций. Урок построен с учётом новой позиции обучающихся, а именно позиции субъекта учебной деятельности.
Планируемые результаты :
1)
предметные: обогатить знания о разнообразии профессий, их роли в экономике и жизни людей;
2)
метапредметные: развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать изучаемый материал; формировать способность составлять текст по заданному плану; добывать информацию из различных источников; умение оформлять проекты.
3)
личностные: развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение работать в группе; прививать положительное отношение к учебному предмету, уважительное отношение к людям разных профессий.
Ход урока:
- Орг. момент.
— Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
— Сегодня у нас необычный урок.
Слайд 1.
Мы будем составлять проект — напишем с вами самую настоящую книгу, станем авторами.
— Легко ли это будет сделать? Почему? (никогда этого не делали)
Да, книгу мы не писали, а вот сочинения уже пробовали. Давайте вспомним, из скольких частей состоит сочинение?
— О чем будем писать в первой части? Второй? Третьей? ( Вступление. Основная часть. Заключение.)
— Ну, что попробуем свои силы?
- Актуализация знаний.
-Итак, чтобы узнать о чём у нас сегодня пойдёт разговор на уроке, вы должны прочитать слова. Для этого в ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы, а из оставшихся составить слово и записать эти слова в тетрадь.
ЦЛЁУБТЦГЧУИГБК (
лётчик)
ЖСЕАДЛОВЖНЛИЕК (
садовник)
ПЛНЕОТКЛОАТРНЬ (
пекарь)
БПГРОИДБИАВГЕЩБЦЩ (
продавец)
ВУПЧМИПТВЕЛМЬ (
учитель)
— Что объединяет все эти слова? (существительные, профессии) Определите род этих существительных. Какие еще слова можно бы было добавить?
— Какое существительное можно добавить в этот ряд слов, чтобы оно объединило их общим понятием? (Профессия).
-Запишите, поставьте ударение, обозначьте орфограммы.
Игра «Магнит». Какие слова, фразы притягивает это слово –
профессия? (Существительное, ед. число, 1 скл., неодуш, 9 букв, 9 звуков и т. д.)
Какие прилагательные притягивает? Глаголы?
- Работа над проектом.
— Кто уже догадался, на какую тему мы сегодня будем составлять проект?
— Сегодня на уроке мы будем составлять не просто книгу,
а путеводитель «В мире профессий». Слайд 2.
— А какая профессия самая важная? (Все профессии важны).
— В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование: (читает ученик)
«Профессия – основное занятие человека, его трудовая деятельность». Слайд 3.
— Обратите внимание на слово «трудовая», а что же такое труд? Правильно, ребята. Труд это работа, занятие, дело. Всё что требуется усилий, стараний, заботы. Об истории возникновения профессий. Как же возникли профессии?
1.Рассказ учителя. Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими?
Слайд 4-5.
— Мужчины изготавливали орудия для охоты-копья, луки, стрелы. С хорошим оружием охота и рыбалка была успешной, и охотники приносили крупную дичь диких козлов, оленей, кабанов, значит, профессии охотника и рыбака уже были.
— А чем занимались женщины?
Слайд 6 -8.
— Они растили детей, собирали плоды, обрабатывали звериные шкуры и шили из них одежду, занимались земледелием. Мы видим, что уже в те времена люди распределяли между собой разные дела. А потом появились и новые профессии. Приступаем к созданию книги. Можно ли сказать, что профессия и труд – это синонимы? Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? (ответы детей)
- — Для создания книги вы, ребята , должны выполнить задания.
Первое задание.- На ваших столах находятся конверты с пословицами. Они разделены на части. Составьте из частей пословицы.
Бери в работе умом, а не горбом.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье.
Терпенье и труд всё перетрут.
Умение и труд, все перетрут
Значение в том ,что труд и умение помогут во всех начинаниях. Трудолюбивый человек всегда справится со всеми трудностями и работами.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Самая знаменитая у нас, у славян пословица. Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)
Бери в работе умом, а не горбом. (Русская пословица. Означает, что перед любым делом нужно тщательно продумать все свои действия и составит план, чтобы как можно меньше делать лишней тяжелой работы.)
Делу время, а потехе час. (Пословица означает, что не стоит увлекаться развлечениями и бездельем. Большую часть своего времени мудро будет посвятить учебе, работе, семье и развитию своей личности.)
Для кого труд — радость, для того жизнь — счастье. (Пословица о том, что если человеку нравиться трудиться, или заниматься любимым делом, то его труд обязательно ему принесет как духовную радость, так и обеспеченную жизнь.)
Сделал дело — гуляй смело. (Пословица означает, что если удачно решил какое — либо дело, нужно отдохнуть, расслабиться, набраться сил для новых дел.)
Терпенье и труд всё перетрут. (Пословица о ценности таких человеческих качеств, как трудолюбие и выдержка. Упорные, трудолюбивые люди, доводящие дело до конца, обязательно добиваются успеха в Жизни.
— Работать вы будете в группах. Давайте вспомним, правила поведения в группе.
Слайд 9.
Правила работы в паре или в группе.
- Работать должны все на общий результат.
- Один говорит – другие слушают.
- Свое несогласие высказывай вежливо.
- Если не понял – переспроси.
- Для ответа назначьте выступающего.
— Проверка – каждая группа читает по одной пословице. Как понимаете смысл пословицы? (Дети объясняют смысл пословиц). Спишите одну из пословиц к себе в тетрадь.
Слайд 10. Народная мудрость всегда помогает нам добрым советом. Эти пословицы и станут началом – эпиграфом к нашему путеводителю (заготовленные пословицы вставляются в путеводитель). Приступаем к созданию Основной части путеводителя. Предлагаю поиграть в игру и вы проверите как хорошо вы знаете названия профессий.
-Игра называется — “Собери название профессии”.(работа в группах). Возьмите конверт, аккуратно выложите содержимое на середину стола. Соберите название профессии из букв. У каждого получится свое название профессии, запишите в тетрадь.
Проверка. (
Учитель читает загадки дети записывают отгадки: водитель. воспитатель, артист, врач, моряк, моляр, плотник, дворник, пожарный, рыбак, строитель, космонавт. пограничник, показывает на экране иллюстрации с изображениями) Слайд 11- 24. Обратите внимание на иллюстрации – может быть, они вам помогут. А какая из профессий самая важная? Это важные профессии. Люди этих профессий способствуют развитию и процветанию нашей страны.
- Следующее задание заключается в том: дополните предложения и вы узнаете, что делают люди занимающиеся определенной профессией. Поработав в парах.
В поле пашет — …(
тракторист) Поезд водит — …(
машинист),
В школе учит нас — …(
учитель), Строит здания — …(
строитель),
Красит стены нам — …(
маляр), В шахте трудится — …..(
шахтер),
Нарисует нам — ….(
художник), Рыбу ловит — ….(
рыбак),
Служит на море — …(
моряк), В машине возит груз — …(
шофер),
Хлеб убирает — …(
комбайнер) Песни нам поёт — …(
певец). Кто все знает – молодец!
Физминутка . Учитель читает стихотворение , ребята показывают и называют.
5. Игра «Корректор». Поиграем в игру.
— Чем занимается корректор? Слайд 25.
— Прочитайте объяснение этого слова в Толковом словаре. (Ученик читает объяснение слова в толковом словаре) Специалист, проверяющий орфографию и пунктуацию в текстах газет, журналов, книг. Его задача — исправление ошибок различного рода, вылавливание с помощью словарей и энциклопедий несуразностей и опечаток. Давайте поиграем в корректора. Исправьте допущенные ошибки в предложениях.
( Работа в группах). Запишите получившиеся предложения.
1.Барабан
чики яростно колотили в барабаны.
2.Побывав у заказ
щиков, Саша зашел на минутку к сестре.
3.По колеблющимся мосткам сновали груз
щики
4.Рабочие передавали смен
чикам станки.
5.Жестян
чики работали на глазах всей улицы .(Объясните значение «на глазах»?)
6.Резко сигналили шоферы, покрикивали воз
щики, сновали агенты, груз
щики в форменных фуражках.
— Прочитайте правильные предложения. Что общего в названиях этих профессий?
( название профессии образовано с суффиксом -щик- чик)
- Знакомство с профессиями прошлого.
-Ребята, выполняя сегодня разные задания, мы убедились, что названий профессий – великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека. Какие вы знаете?
А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом расскажут нам ребята, подготовившие сообщения. Дети читают стихи.
- Лудильщик. Слайд 26
Стишок про лудильщика, парня веселого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит – и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.
— Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду. (Запишите предложение.)
- Старьевщик. Слайд 27.
Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.
Старьевщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!». Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации. Запишите предложение: Старьевщики собирали подержанные вещи.
- Точильщик. Слайд 28.
На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.
Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!». Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную. Допишите предложение
: Точильщик точил ножницы.
-Ребята, а сейчас дополните пословицу «Делу время – потехе…» (час).
Слайд 29. Образуйте от слова «час» название профессии с суффиксом -чик- (-щик-).
(Часовщик). Запишите в тетрадях название профессии. Слайд 30. Эта профессия из прошлого или современная? Она из прошлого, но существует и сейчас. Часовщиком могут назвать любого специалиста, имеющего отношения к часам: и дизайнера, и торговца. Но только того, кто своими руками создает или чинит механизмы, можно назвать часовщиком в полном смысле этого слова. Другое название этой профессии – часовой мастер. Знаменитый часовой мастер из Петербурга К. Чайкин, автор механизма уникальных астрономических часов. Вот какие интересные истории мы услышали. Над проектом мы начали работу с подготовки материала – вы находили пословицы о труде и писали сочинения о профессиях своих родителей. Эти рассказы станут основной частью нашего путеводителя, ведь совет и опыт родителей всегда поможет вам. Родители дают вам первый жизненный опыт.
— Предлагаю послушать сочинения детей о профессиях родителей
. Дети читают 3-4 сочинения. Кто бы хотел пойти по стопам родителей и выбрать их профессию.
Андрей подготовил презентацию о профессии папы и он мечтает продолжить династию музыкантов. Слайд 31 -36. На следующих уроках мы продолжим знакомиться с профессиями и обязательно заслушаем другие сочинения. А сейчас просто послушаем, кем работают наши мамы и папы (перечисляют). Необходимо поместить ваши сочинения в наш путеводитель. Как сделать это, чтобы в случае необходимости можно было бы быстро найти нужную информацию? (по алфавиту). Хором повторяем алфавит, как только вы услышите букву, с которой начинается ваша профессия, выходите ко мне и участвуете в создании книги. (Дети вставляют рисунки и названия профессий).
8.— Как же выбрать профессию и не ошибиться в своём выборе?
Существует формула выбора профессии и состоит она из трёх частей.
Слайд 37.
“Хочу” — это ваши интересы склонности, желания и мечты.
“Могу” — это ваши способности и здоровье.
“Надо” — это потребность в кадрах, т.е. какие профессии, пользуются или будут пользоваться в ближайшее время спросом. А вот если вы сумеете совместить свои “хочу”, “могу” и “надо”, то ваш профессиональный выбор будет успешным. Позиции “хочу” и “могу” вы можете развивать уже сейчас. Но каким, же образом их развивать? Это не сложено. Нужно посещать спортивные секции, кружки, факультативы, занятия по интересам, где вы сможете проверить себя.
— Давайте проверим, как хорошо вы знаете смысл слов «хочу, могу, надо». Я называю вам действие, а вы его показываете жестами.
Я хочу прыгать, я могу рисовать, мне надо уметь слышать, я хочу летать, я могу бегать, мне надо научиться красиво писать. Наша книга уже состоит из 2 частей. Какой части не хватает? О чем будем писать в заключении? (О своем отношении к теме.) Я предлагаю в завершении нашего путеводителя вставить ваши творческие задания — записать
синквейн о профессии.
Cинквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Слайд 38-39. В начале урока каждый из вас записал несколько профессий, обсудите и выберите одну. Все записывают в тетрадях, а выступающий на листочках. Дети зачитывают и вставляют в путеводитель.
1V. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 40.
Много есть профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться.
Каждая необходима и важна. Я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Только тот счастлив, кто своим трудом радует других. О человеке любящем свою профессию и приносящем пользу людям говорят, что он – мастер золотые руки, мастер своего дела. Я желаю вам правильно выбрать свой путь в жизни.
Главное призвание человека – дарить людям радость.
— Над чем мы сегодня работали? Над проектом. Что у нас получилось? Оцените свою работу смайликами. Получился ли у нас путеводитель? Что можно добавить, чтобы он была красочнее, чтобы ее приятнее было изучать? Иллюстрации.
— Домашнее задание такое – нарисовать иллюстрации к любой части нашего проекта – к синквейну.
— Используемая литература.
Толковый словарь русского языка .Ожегов С.И.-4-е издание,Москва,1992 г.
Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех детских праздников. М.: Сфера, 2003.
Е.Б.Бугрова. Поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой IIчасть. Волгоград, 2005.
Все работы хороши: стихи и рассказы. Издательство «Дрофа», 2006.
Волина В. Загадки от А до Я. С.-П.: Дидактика Плюс, 1997.
-изображения
http://www.free-clipart-pictures.net/
http://pedlib.ru/work_room/index.php?corner=pics
Наглядный материал «Профессии». Издательство «Книголюб», 2000.
Презентация к уроку.
zavscool_pv_h6h9deky
| #
По итогам второй четверти общешкольное родительское собрание состоится 24.01.2019